Grey Horse (grey_horse) wrote,
Grey Horse
grey_horse

Category:

Комментарии к Рейвену Кальдере - 2

Продолжаем проработку главы 1.
Я отдаю себе отчет, что теология неоязыческого политеизма мало кому интересна, включая и самих язычников. Неоязычество родилось на почве нескольких мистериальных традиций, придерживавшихся достаточно емкого и ясного теологического мировоззрения, но со временем в его ряды влилось множество беженцев от массовых религий. Многие из них, по восторженному выражению кого-то из таких «эмигрантов», фактически, искали «религию для людей, которые не верят в религию»! Некоторые вообще не верили в богов и духов, да и ни во что, кроме самих себя, но в неоязычестве обнаружилось нечто такое, что их привлекло, — например, прогрессивная этика, отсутствие сексизма и гомофобии, культура положительного отношения к сексу и к женщинам, акцент на уважении к Природе, сопутствующие магические традиции, возможность создания неиерархических групп, да или хоть бы эстетика в духе «Властелина колец».
Приоритеты я бы расставил иначе. На первом месте роль женщины, возможность признавать власть богини на небесах, а жрицы, представляющей богиню, на земле, и радоваться ей. На втором - отсутствие тотального запрета магических практик, более того, поощрение их с определенными оговорками. Но основной побуждающий импульс, действительно, и у меня состоит в бегстве от вездесущего авраамизма и навязываемых им ограничений.
Казалось бы, таким анархистам от теологии следовало податься не в язычество, а в буддизм, но в буддизме есть свои сложности: акцент не на сакрализации, а на преодолении природного мира, многочасовые однообразные упражнения и вековые наслоения азиатского культурного наследия, которое формально не является частью буддийской системы, но приклеилось к ней намертво.
Чистый буддизм вообще мало кто способен вынести. В Индии, на своей родине, он практически заглох, в Китае оказался сильно "разбавлен" конфуцианством, в Японии синтоизмом, в Тибете и Монголии ламаизмом. Не перенес бы его, скорее всего, и я.
Неоязычество же было свободно от подобных проблем и представлялось идеальной религией, удобной во всех отношениях… если только не задумываться о том, что, по идее, не худо бы и в самом деле верить во все эти древние языческие мифы со всеми их персонажами. Но большинство беженцев даже не забивали себе этим голову. Мифы можно было запросто перетолковать как притчи о глубинных процессах в человеческой психике, а богов представить как внутренние архетипы. Ритуалы можно было исполнять чисто механически, не отказываясь от них лишь потому, что они приятны «коллективному бессознательному», и ни на миг не задумываясь, что подобный подход может восприниматься как кощунство. Мы полагали, что наша религия — это практика, а не вера, и многих язычников такое отношение вполне устраивало.
Здесь не соглашусь, т.к. сам пришел к вере и практике приблизительно одновременно.
Tags: Рейвен Кальдера
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment