Grey Horse (grey_horse) wrote,
Grey Horse
grey_horse

Две записи, или Парадокс ученичества

Листая ЖЖ, я обнаружил два поста, появившиеся в одном и том же журнале с двухмесячным интервалом, причем первый категорически осуждает учеников, требующих к себе некоего индивидуального подхода, а второй сообщает об успешном постижении, успешном именно потому, что учитель обратил внимание на личную особенность, личную трудность, и дал совет исходя из нее. На первый взгляд приведенные точки зрения противоречат друг другу. Впрочем, полагаю, противоречие здесь кажущееся, каковую мысль постараюсь развернуть в нескольких тезисах:
1.Разумеется, высшим и в некотором смысле единственным Учителем для каждого может называться только божество-покровитель.
2.В настоящее время разрыв между мирами богов и людей чрезвычайно велик, и преодоление его требует колоссальных усилий. Как это получилось? Вопрос интересный, но я не планирую исследовать его в ближайшее время. Просто принимаем существование разрыва как данность.
3.Далее, из него вытекает, с одной стороны, необходимость человеческого учительства как неизбежного компромисса, с другой стороны, его принципиальная ущербность, возможность учительской ошибки.
4.Казалось бы, идеальный рецепт подсказывает русская пословица "не давши слова - крепись, давши - держись". Т.е., знай про себя, что учитель способен на неверные требования, но пока он является твоим (свободно выбранным) учителем, как бы отложи это знание в сторону, и как бы поверь в его совершенство.
5.Однако, этот рецепт работал бы, если бы полный список требований был известен заранее, чего обычно нет. Ученик-профан, именно потому, что он профан, может ошибиться как в ту, так и в другую сторону, приняв случайную особенность типа цвета йогического коврика за неотъемлемое условие пребывания в школе, или мысленно отбросив, как незначащую мелочь, именно то, что строго обязательно.
6.Следовательно, вопросы "а если я не хочу...?" сами по себе не свидетельствуют о непочтительности и негодности к роли ученика. Как раз наоборот, точное знание границ поможет впоследствии соблюдать их.
7.Здесь вспоминается евангельская притча о двух сыновьях, но, мне кажется, основная мысль уже понятна. Остановлюсь на этом.
Tags: разное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments